От размещения торгового оборудования зависит прибыль, скорость развития и конкурентоспособность магазина. Покупатели всегда обращают внимание на планировку, комфорт и логику расстановки стеллажей, витрин, кассовых боксов.
Мерчендайзеры планируют схемы установки спецоборудования. Чтобы разместить технику в помещении грамотно, они учитывают три базовых фактора:
1) Архитектура зала. В простых помещениях, квадратных и прямоугольных, легко расположить любое оборудование, но такие идеальные геометрические помещения встречаются редко. Обычно в магазинах есть повороты, наклоны, непропорциональные участки. При этом в магазине покупатели и сотрудники должны чувствовать себя комфортно. Поэтому в среднем 60% площади выделяйте покупателям, продумайте проходы между витринами, холодильниками и полками, обеспечьте комфортный доступ ко всем товарам.
2) План расстановки техники. Товар и оборудование размещаются максимально логично для покупателя. Чтобы расставить спецоборудование в больших магазинах от 150 м² используют метод «решетка». Холодильники, полки и стеллажи ставят линейно, а между ними делают проходы одинакового размера. Также используются методы:
● «грабли» — оборудование устанавливают параллельно стене;
● «сетка» — технику расставляют вдоль стены параллельными линиями;
● «диагональ» — стеллажи стоят параллельно друг другу, под углом к стене.
В небольших магазинах площадью менее 100 м² используют схемы «фристайл» и «выставка». Первый вариант предполагает произвольную расстановку спецоборудования, подходит для торговых залов со сложной планировкой. Метод «выставка» используют для демонстрации определенных образцов продукции.
3) Общие требования. От них зависит эффективность использования каждого стеллажа и холодильника. Они бывают:
● Эксплуатационные. Отвечают за безопасность, исправность и прочность техники.
● Эргономические. Обеспечивают удобное использование спецоборудования сотрудникам и клиентам.
● Экономические. Нужны для того, чтобы достичь максимального качества устройств при минимальной цене.
● Эстетические. Соответствие общей стилистике торгового помещения.
Без детализации ассортимента нельзя составить план размещения торгового оборудования, определить тип и вид нужной техники. При этом подход к проектированию торгового зала всегда должен быть клиентоориентирован.
Типология торгового спецоборудования
Разделить торговую технику можно на две категории: специальные и универсальные. По методам торговли бывает обычное и прогрессивное оборудование.
- Специальные. Оборудование используют исключительно для одной отрасли, при этом оно может быть непригодно для любой другой сферы. Например, холодильные шкафы нужны только для продовольственных магазинов.
- Универсальные. Это прилавки, стеллажи, витрины, которые используются в торговых помещениях любого типа, будь то строительный торговый зал или продуктовый.
- Обычные. Организация продажи с прилавка по-старинке.
- Прогрессивные. Современное оборудование, самообслуживание, инновационные методы продажи.
Прогресс не стоит на месте и с каждым годом производители представляют нам самые разные варианты торгового оборудования, начиная от стеллажей торговых, заканчивая мощным холодильным оборудованием. Но помните, для эффективной работы торгового зала оборудование должно быть расставлено так, чтобы клиенту было удобно.